Что такое ТЗ?
ТЗ — это техническое задание, требования, которым должны соответствовать работы. Для начала нужно определить сроки отдачи и количество материала, в том числе, как отдаются фотографии и в каком формате.
Сроки отдачи — сколько должно пройти времени с события, которое было зафиксировано. Нужно ли какое-то количество фотографий отдавать в этот же день или на следующий. В обработке или без. Отдаются ли исходники.
Количество материала — сколько фотографий клиент хочет получить. В каком формате должны быть материалы? Jpeg, raw, tiff и др. Иногда даже нужно прописать размер фотографии (длина, ширина), если фотографии потом будут использоваться для печати или размещаться на сайте.
Использование фотографий. Где они будут использоваться? Помните, что без согласия автора (а автором является фотограф) использовать фотографии в других целях, кроме как для личного пользования, нельзя. Далее переходим к самому интересному.
Что фотографировать и как? Что или кого мы фотографируем? Какие планы нужны? Если это съемка для каталога, то общий план может быть (в полный рост), если это фотосессия для корпоративного журнала, то сотрудников надо фотографировать средним (по пояс) или крупным планом (лицо и плечи). Это важно.
Желательно составить список для фотографа, какие кадры вы хотите. От крупности планов и метража площадки может зависеть выбор оптики.
Как обрабатывать фотографии? Делается ли ретушь? Или отдаются только исходники без обработки, в дальше уже ретушер обрабатывает?
Каким образом передаются фотографии? Почтой в напечатанном виде, на флешке, через облако или курьер привозит ваш жесткий диск, куда надо записать материал.
Имеет ли право фотограф выставлять эти фотографии для своих целей, использовать, а портфолио? Если нет, то подписывается соглашение о конфиденциальности. Желательно еще, чтобы был мудборд к съёмке с указанием того, какой будет свет (естественный или искусственный). И нужно ли фотографу брать свой свет (лампы, вспышки и т. д.)
Должен быть четко прописанный тайминг, кто когда приходит и когда начинается и заканчивается съемка.
Например, если это не свадьба, то в студию я прихожу, когда визажист только начинает делать макияж моделям, потому что иногда визажист может задать какие-то уточняющие вопросы по свету фотографу, чтобы понять, насколько ярким должен быть макияж. Если это какое-то мероприятие (фестиваль, вечеринка, конференция), то я не прихожу на площадку к началу монтажа. Мне неинтересно снимать, как устанавливают шатер, если такого в ТЗ не было, и если там нет какого-то декора. Или смотреть, как музыканты проверяют звук. Ты по сути теряешь часа два, а снимать нечего.
Например, на музыкальный фестиваль «Вместе» я пришла, пропустив первые две группы. Это был разогрев, народ только подходил, начинал выпивать, ничего интересного не происходило, никто даже не танцевал, все просто стояли смотрели. И сами группы не зажигали. Зато потом вышли другие группы, народ оживился, пошли крутые кадры.
К тому же, чем масштабнее мероприятие, тем больше фотографов и видеографов нужно, потому что один человек не может находиться в пяти местах одновременно.
Например, если у вас конференция с 3-4 залами, где идут лекции, надо взять хотя бы 3 фотографа и 3 видеографа, чтобы ничего не пропустить. А они уже будут перемещаться между залами. У разных фотографов могут быть разные задачи. Один снимает декор, второй снимает людей в фотозоне, третий снимает спикеров и т. д. Таким образом, вы получите разные кадры и много.